header-1-1018x250_01_02

Критерии самоконтроля для оценки вероятности выездной проверки.

Всем известно, что выездная налоговая проверка – дело ответственное, ведь, как показывает статистика, во время проверки ФНС доначисляет огромные суммы. Как  оценить вероятность  выездной проверки, опираясь на критерии самоконтроля?

Заметим, что даже при наличии одних только «кристально чистых сделок», у любого налогоплательщика есть понятное желание знать: «придут или не придут»? И он старается всячески предугадать тот факт попадает-ли он под критерии проверки.

Возможно – ли провести планирование выездной проверки, чтобы приход проверяющих не был для компании как «гром среди ясного неба»? Что должен знать налогоплательщик для того, чтобы минимизировать подобные потери?

Несмотря на то, что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции есть ключевые критерии оценки деятельности субъектов, которые разработаны в ФНС. Эти критерии налогоплательщики могут взять себе на вооружение, чтобы провести, для себя лично, планирование выездной проверки.

Итак,

Как самостоятельно оценить риск проведения выездной налоговой проверки?

I.) Ознакомиться с ключевыми положениями приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.

Итак, критерии самоконтроля для планирования выездных проверок, установленные приказом № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г:

1.  Налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 ).

Формулы расчета налоговой нагрузки можно найти  в Приложении N 3 документа. Необходимо сравнить полученные данные налоговой нагрузки  с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с контрольными значениями в Приложении № 3  на сайте ФНС.   Необходимо помнить, что  каждый год данные обновляются.

2. Фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2).

3.  В отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3). А именно сумма вычетов по НДС, составляющая 89% или более от начисленного НДС.

4.  Зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4).

Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным как налоговой, так и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если расходы растут быстрее, чем доходы, значит, возможно, плательщик пытается уменьшить свои налоговые обязательства не совсем честным путем;

5. Фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5).

Это может свидетельствовать о выплате зарплаты в конвертах, и как следствие, о недополученном НДФЛ и страховых взносах.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации можно получить из следующих источников:

  1. Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). 
  2. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  3. Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

6. Показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6). К примеру, по объему доходов за налоговый период при применении УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

7. ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7).

8. Фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8) без разумных для этого экономических причин.

9. Организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9). Конечно же, это должно насторожить налоговиков и дает повод сомневаться в реальности проводимых компанией сделок.

10. Владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10). Такое поведение, по мнению налоговиков, свидетельствует об уклонении от уплаты налогов и получении необоснованной налоговой выгоды.

11. Фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11).

Расчет рентабельности продаж и активов, начиная приведен в Приложении N 4 данного приказа ФНС.

12. По оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п. 12).

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

– отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

– отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

– отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

– отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

– отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или “однодневки”), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Способствуют повышению налоговых рисков и одновременное присутствие следующих обстоятельств:

–  контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

– наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

– отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

– приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

– отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

– выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

– существенная доля расходов по сделке с “проблемными” контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Получается, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена

II.) Ознакомиться с ключевыми положениями письма ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. содержит формулы расчета налоговой нагрузки для конкретных налогов и налоговых режимов, а также перечислены критерии налоговых рисков. Если в приказе ФНС № ММ-3-06/333 от 30.05.2007г даны формулы расчета совокупной налоговой нагрузки, то в данном письме даны именно формулы расчета по каждому налогу. Более подробно смотрите в статье « Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?»

Критериев налоговых рисков для налоговиков в письме ФНС  40, а не 12, как в приказе ФНС. Многие из данных критериев перекликаются и дополняют друг друга и, по моему мнению, могут также использоваться налогоплательщиками для самостоятельной оценки риска проведения выездной налоговой проверки, а также для легализации налоговой базы, формирование которой не вызовет сомнений у налоговых органов.

Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 было отменено в марте 2017г в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов, все остальные параметры этого документа для налоговиков остаются актуальными.

Приведем лишь некоторые, из 40 критериев оценки риска налоговиками:

  1. Резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов, либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству.
  2. Снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение в состав расходов, при исчислении налога на прибыль, суммы безнадежных долгов.
  3. Расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах может свидетельствовать о не включении в реализацию отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы
  4. Движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации
  5. Перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или НДС) на другую организацию
  6. Включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам), в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что, в случае ее погашения, необходимость в привлечении заемных средств отпадает и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица
  7. Учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам и т.д.

 

Как мы видим, из перечисленных выше примеров, критерии вполне реальные, и их вполне можно использовать не только налоговикам, но и налогоплательщикам.

Вывод:

Очень рекомендую при планировании своей хозяйственной деятельности никогда не забывать об этих двух вышеперечисленных документах. Напомню, это

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”
  2. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722

Знакомство с ними и их применение поможет Вам избежать, как минимум:

  1. внеплановой, а иногда и плановой выездной проверки
  2. снизить риск доначислений налогов и обвинений в необоснованной налоговой выгоде
  3. избавит от лишних тяжб в суде и т.д.

 

    Налоговое консультирование

    Налоговое планирование

    Возмещение НДС

    Сопровождение налоговой проверки

     Налоговый аудит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.