Отмена решения ИФНС из-за нарушения сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не произойдет.
К такому выводу пришел Конституционный суд РФ в отказном определении от 20.04.2017 №790-0/2017. По его мнению, несоблюдение срока рассмотрения материалов проверки не изменяет порядка исчисления сроков для взыскания недоимки и отмена Решения ИФНС не произойдет.
Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?
Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но, указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.
Существенные условия влекущие отмену Решения ИФНС.
Напомним, что, согласно п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены Решения ИФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К нарушению существенных условий относится:
обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя
обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения.
Нарушение срока рассмотрения материалов налоговой проверки относится к иным нарушениям процедуры, согласно п.14 ст. 101 НК РФ.
На протяжении многих лет существует активная судебная практика, которая в принципе, шла путем, узаконенным теперь Конституционным судом. Т.е.- нарушения «по процедуре», связанные со сроками проведения проверки, рассмотрения материалов проверки, давно уже не рассматриваются, как существенные нарушение (к сожалению для налогоплательщиков). Но, несмотря на это, судов меньше не становилось. И вот теперь, есть решение Конституционного суда, которое вносит ясность и коррективу в законодательные акты.
Логика Конституционного суда вполне понятна. Сроки проведения проверки призваны ограничить право необоснованно длительного вмешательства государства в хозяйственную деятельность налогоплательщика. Но, нарушение сроков рассмотрения материалов проверки никак не препятствует налоговому органу принять итоговое верное решение, это нарушение не может само по себе предрешать законность этого решения, и не является основанием для отмены данного решения.
Но, несмотря ни на что, существенно радует позиция Конституционного суда, который считает, что при проведении мероприятий налогового контроля, нарушение сроков проверки не является основанием для изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога, пеней, штрафов. Это, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика.
По – поводу первых двух условий отмены решения ИФНС также было много споров, и была огромная судебная практика. Суды принимали решение по принципу “повлияло бы или нет” или “существенности”, а не исходя из прямой нормы Налогового кодекса. Но затем, Конституционный суд, своим определением от 12.07.2006г №267-О, подтвердил, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов. Суды всех инстанций признают, что отсутствие уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки однозначно ведет к отмене решения по результатам налоговой проверки.
Конечно же, налогоплательщик, сам по себе, не обязан в обязательном порядке присутствовать на рассмотрении своего дела, и представлять «Возражения». Но почему бы не использовать тот механизм, который Законодатель, в помощь нам определил и закрепил? Ведь всегда лучше держать «руку на пульсе» и принимать правильные, умные для бизнеса решения!